http://juju58.j.u.pic.centerblog.net/0587a2b0.png

Зарубежные клоны Facebook

>> пятница, 11 июня 2010 г.


Автор - Игорь Денисов (Mio) • Jun 12th, 2008 • Категория: Статьи Источник – Facebook’s Foreign Clones (Andy Greenberg, Forbes.com)
C момента публичного открытия Facebook в 2006-м году любой интернет-пользователь имеет шанс присоединиться к быстро растущей социальной сети от Марка Цукерберга. Но если пользователям не особо интересно просто завести аккаунт в Facebook, сервис Agriya Infoway, созданный в Ченнаи (Индия), предлагает другой вариант – создать собственный Facebook.
Agriya продаёт Kootali – программный продукт стоимостью $400, позволяющий разработчикам воспроизвести на своём сайте дизайн и функционал Facebook, включая сети друзей, фотографии и “мини-ленты” (используя в том числе и дизайн оригинала). По словам CTO компании Аравинда Кумара (Aravind Kumar), за последние 6 месяцев было продано 50 копий продукта; кроме того, сотни копий были скачаны пользователями с помощью p2p-сетей.
Кумар не беспокоится по поводу возможных претензий по поводу паразитирования на успехе американской социальной сети. “Мы не украли ничего из контента или графических изображений Facebook, так что мы не сделали ничего предосудительного”, – говорит он. – “Мы даём нашим клиентам только подобие Facebook’а.”
Клиенты, в основном малоизвестные (вроде Faceclub.com и Umicity.com), не создают особой конкуренции “оригиналу”. Однако, согласно данным аналитика Forrester Research Джереми Оуянга (Jeremiah Owyang), клонирование Facebook’а индийской компанией – лишь пример более глобальной проблемы: почти любой разработчик может воссоздать функционал социальной сети. “Функционал социальных сетей – товар”, – говорит Оуянг.
Другими словами, преимущество Facebook’а состоит вовсе не в проприетарном движке, а в базе пользователей. Следовательно, в странах, где рынок пока не насыщен и где Facebook не стал пока популярным, в вопросе вовлечения пользователей у него нет преимуществ перед клонами.

Некоторые иностранные сайты, мимикрирующие под Facebook, уже вовсю наслаждаются успехом. Создатели германского сайта StudiVerzeichnis (“Каталог студентов”) собрали около 6 миллионов зарегистрированных пользователей. ВКонтакте, российский сайт для студентов, может похвастаться званием “самый популярный сайт в стране” (в активе – 4,5 миллиона уникальных посетителей в день и 13,3 миллиона зарегистрированных пользователей).
Китайский Xiaonei (“В школе”) заявляет о 15 миллионах уникальных посетителей в апреле 2008 года. Его владелец – компания Oak Pacific Interactive – в том же апреле получила инвестиции в размере $430 миллионов на развитие Xiaonei от японской компании Softbank.
Взрывной рост региональных клонов совпал по времени с периодом, когда создатели Facebook серьёзно задумались о выходе на международный рынок. Начиная с января этого года, добровольцы могут поучаствовать в переводе сайта на множество языков; также уже доступны интерфейсы на испанском, французском и немецком. Ли Ка-Шинг (Li Ka-Shing), один из основных инвесторов Facebook’а, не так давно увеличил свою долю в компании более чем на $40 млн., обосновав свой шаг тем, что ему видится интересным синергия Facebook и телекоммуникационного бизнеса его компании Hutchison Whampoa, владеющей сотовыми сетями в Азии, на Ближнем Востоке и в Африке.
Некоторые зарубежные рынки уже насыщены клонами Facebook’а. Например, в Китае, где насчитывается 220 миллионов интернет-пользователей (по данным BDA China), в Xiaonei уже зарегистрировано 90% студентов, по данным COO компании Oak Pacific Interactive Джеймса Лиу (James Liu). Он сравнивает Facebook с Google, eBay и MySpace, которые уже пытались захватить китайский рынок, но потерпели поражение от местных конкурентов.
“Мы уже видели, что происходит с такими транснациональными компаниями, когда они приходят на китайский рынок”, – говорит он. – “Все они удивительным образом провалились. Мы не думаем, что Facebook станет исключением.”
Правовые меры не помогут в борьбе с подражателями, утверждает Грегори Рутчик (Gregory Rutchik), глава Arts and Technology Law Group. Веб-дизайн, по его словам, это форма выражения, где даже самые малые изменения отрубают возможность претензий по поводу авторских прав. Множество правовых процессов в разных странах, добавляет Грегори, отнимет много времени и финансов, при том что эффективность их вложения неочевидна.
У Facebook’а есть и другой повод не ввязываться в судебные процессы, считает Джон Дозье (John Dozier), адвокат, специализирующийся на вопросах авторского права в интернете. Претензии по поводу авторских прав, по его мнению, могут сыграть против Facebook – если эта компания сама станет ответчиком по иску, в котором будут, например, претензии на тему функционала, позволяющего размещать на сайте любые виды контента.
“Создатели Facebook осторожны”, – говорит Дозье. – “Они осознают опасность того, что агрессивность в правовых вопросах может обернуться против них самих.”
Что касается подражателей, они активно подчёркивают небольшие отличия, делающие их сайты непохожими на “оригинал”. Создатель Vkontakte.ru Павел Дуров отмечает, что оттенок синего цвета, использованный в дизайне его сайта, и возможности поиска по географическим параметрам отличаются от того, что есть на Facebook. Джеймс Лиу из Xiaonei считает, что в китайском сайте заведомо меньше барьеров между сетями друзей, а функционал для мгновенного обмена сообщениями был предложен раньше, чем его запустили на Facebook в апреле.
Однако Ванг Ксинг (Wang Xing), создавший Xiaonei в 2005-м году, признаёт, что дизайн сайта был “позаимствован” у Facebook. Фактически он был позаимствован дважды: после продажи Xiaonei компании Oak Pacific Interactive в 2006-м году (сумма сделки неизвестна) Ванг клонировал свой собственный клон. Hainei, второй социальный интернет-проект Ванга, запущенный в конце 2007-го года, ориентирован скорее на взрослых людей, нежели на студентов, но снова – его дизайн почти такой же, как у Xiaonei – и у Facebook. За 6 месяцев на новом проекте зарегистрировались сотни тысяч пользователей, говорит Ванг.
Отвечая на вопрос, не испытывает ли он смущение по поводу заимствования функционала у Facebook (причём дважды), Ванг отмечает, что и у Марка Цукерберга не всё чисто с точки зрения авторских прав. Владельцы конкурирующего проекта ConnectU не раз жаловались, что Марк в ходе своей работы в качестве разработчика ConnectU украл идеи социальной сети.
“ConnectU обвиняет Facebook в воровстве идеи. Имеет ли это значение?”, – вопрошает Ванг. – “Нет. И мы не беспокоимся об этом. Дело ведь не в идее, дело – в её реализации”

Мой список блогов

читать

Мой список блогов

погода

Фазы Луны на RedDay.ru (Пермь)" />

кино

я читаю

Мой список блогов

Анти-Бан Яндекса для сайта

Мой список блогов

Мой список блогов

Blog Archive

о чём пишут блогеры

Powered By Blogger
Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter

Мой блог смотрит вся планета

http://juju58.j.u.pic.centerblog.net/0587a2b0.png

  © Blogger templates Sunset by Ourblogtemplates.com 2008

Back to TOP